Официальный сайт муниципального образования
Майский муниципальный район
Кабардино-Балкарской Республики

1.1. Общая характеристика действий при угрозе затопления

Проведенный анализ чрезвычайных ситуаций на территории Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) за последние десять лет показывает, что наиболее часто повторяющимися и при этом имеющими значительный материальный ущерб, являются подтопления и паводки. В этих условиях основной задачей органов местного самоуправления и органов управления ГО ЧС всех уровней является предотвращение или минимизация ущерба от затопления, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики.

Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные (срочные) и технические (предупредительные, превентивные).

Оперативные меры, как правило, не решают в целом проблему защиты от наводнений и должны осуществляться в комплексе с заблаговременно выполняемыми превентивными техническими мероприятиями.

Заблаговременными (техническими) мерами борьбы с наводнениями являются:

• регулирование стока в русле реки;

• отвод паводковых вод;

• регулирование поверхностного стока на водосбросах;

• обвалование;

• спрямление русел рек и дноуглубление;

• строительство берегозащитных сооружений;

• подсыпка застраиваемой территории;

• ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.

Опыт осуществления указанных мероприятий показывает, что наибольший экономический эффект и надежная защита пойменных территорий от наводнений могут быть достигнуты при использовании обширного комплекса действенных мер, сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т.п.).

Выбор способов защиты зависит от ряда факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме (плотины, дамбы, мосты, дороги, водозаборы и т.д.), расположения объектов экономики, подвергающихся затоплению.

Основными направлениями действий органов местного самоуправления и управлений по делам ГО и ЧС при угрозе затопления являются:

• анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;

• прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления;

планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;

• планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.

На субъектовом и местном уровнях планируются и готовятся мероприятия на соответствующих территориях. При этом большая доля ответственности лежит на бассейновых водных управлениях и их территориальных органах.

Как правило, на указанных уровнях решением руководителей органов местного самоуправления создаются противопаводковые комиссии, председателями которых обычно назначаются первые заместители глав администраций.

Противопаводковые комиссии при угрозе возникновения затопления проводят следующие мероприятия:

• организуют круглосуточный контроль за паводковой обстановкой в зоне своей ответственности, используя посты Росгидромета и своих наблюдателей;

• поддерживают постоянную связь и обмениваются информацией с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и едиными дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления;

• проводят учения (тренировки) по противопаводковой тематике и организуют обучение населения правилам поведения и действиям во время наводнений;

• отправляют донесения в вышестоящие органы управления;

• уточняют и корректируют планы противопаводковых мероприятий с учетом складывающейся обстановки;

решением глав администраций территорий организуют круглосуточные дежурства спасательных сил и средств;

• организуют работу пунктов временного размещения граждан — уточняют (предусматривают) места (районы) временного отселения пострадавших жителей из подтопленных (разрушенных) домов, организуют подготовку общественных зданий (школ, клубов и т.п.) или палаточных городков к размещению эвакуируемых;

• предусматривают обеспечение эвакуируемого населения всем необходимым для жизни;

• согласуют с местными органами МВД РФ порядок охраны имущества, оказавшегося в зоне затопления;

• участвуют в организации и оборудовании объездных маршрутов движения транспорта взамен подтопленных участков дорог;

• организуют (контролируют) укрепление имеющихся и сооружение новых дамб и обвалований;

• организуют и поддерживают взаимодействие с органами управления функциональных подсистем и звеньев территориальной подсистемы РСЧС.

1.2. Превентивные мероприятия в предпаводковый период

До наступления периода весеннего половодья и паводков на реках, противопаводковые комиссии должны предусмотреть выполнение следующих мероприятий:

• определение границ и размеров (площади) зон затопления, количества административных районов, населенных пунктов, объектов экономики, площади сельскохозяйственных угодий, дорог, мостов, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений;

• определение состояния ливнеотводящих систем и организация работ по их очистке и приведению в готовность к пропуску ливневых вод в черте населённых пунктов;

• состояния гидротехнических сооружений, в том числе безхозяйных на предмет их готовности к пропуску паводковых вод и своевременной их сработке;

• определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления;

• определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.;

• объемы откачки воды из затопленных сооружений;

• количество голов погибших сельскохозяйственных животных;

• местоположение и размеры сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов);

• определение предварительного размера материального ущерба;

• численность привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.);

• непосредственные мероприятия по защите населения.

В подготовительный период важную роль играет анализ обстановки и прогнозирование возможного затопления населенных пунктов.

Анализ обстановки предусматривает выявление возможных причин возникновения угрозы затопления населенных пунктов, среди которых могут быть названы половодье и паводок, а также факторы, способствующие возникновению затопления и подтопления. При этом выявляются возможные сценарии развития ЧС в результате которых:

• существенно нарушаются условия жизнедеятельности людей на территории административных районов субъекта Российской Федерации;

• возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большому количеству людей;

• могут быть значительные материальные потери;

• возможен значительный ущерб окружающей среде.

Выявление перечисленных вариантов ЧС, связанных с затоплением территорий, производится на основании:

• статистических данных о наводнениях и данных многолетних наблюдений по данной территории;

• изучения планов действий промышленных объектов в случае возникновении ЧС;

• собственных оценок территориальных органов управления РСЧС.

По выявленным фактам, способствующим возникновению ЧС, а также

вторичным факторам, представляющим угрозу для населения и объектов экономики производится:

оценка вероятности возникновения ЧС;

оценка масштабов возможной ЧС.

Под масштабами (показателями масштабов) следует понимать:

• количество погибших;

• количество пострадавших;

• величину материального ущерба;

• объем эвакомероприятий и защиты, связанный с эвакуацией населения;

• затраты на ликвидацию ЧС и восстановительные работы;

• косвенные потери (недовыпуск продукции, затраты на пособия, компенсационные выплаты, пенсии и т.д.) и др.

Оценка вероятности возникновения и масштабов ЧС, вызванных авариями на промышленных объектах, системах жизнеобеспечения и т.д. вследствие воздействия вторичных факторов, производится руководителями соответствующих объектов.

Прогнозирование ЧС и оценку масштабов ЧС следует проводить с учетом требований законов, других нормативно-правовых актов и методик, рекомендуемых МЧС России.

Типовой порядок планирования мероприятий по предупреждению ЧС, вызванных затоплениями, включает:

• выявление организаций и учреждений, которые могут быть задействованы в организации и выполнении мероприятий по предупреждению ЧС;

• разработку и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению или снижению ри­ска возникновения ЧС;

• разработку и технико-экономическое обоснование мероприятий по снижению тяжести последствий воздействия ЧС на население, объекты экономики и окружающую среду.

Разработанные планы согласовываются с заинтересованными органами и организациями, утверждаются соответствующими руководителями органов исполнительной власти и направляются исполнителям. Контроль за реализацией планов осуществляется исполнительной властью территории через территориальные органы управления РСЧС.

Особенности действий при угрозе затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях.

Основными превентивными мероприятиями при угрозе затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях, являются:

организация круглосуточного наблюдения специалистами-гидротехниками за состоянием плотин, дамб, шлюзов, каналов, водосбросов и других гидротехнических сооружений;

своевременное принятие мер по сработке водохрангилищ, прудов и

других водоемов ниже порогового водослива;

• организация ремонтно-укрепительных работ на ГТС;

• создание и поддержание в рабочем состоянии системы оповещения населения и руководителей объектов экономики о возможной аварии на ГТС и подготовке к эвакуации;

• срочная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и наиболее ценного имущества из зон с временем добегания волны прорыва до 4 часов в районы временного отселения, расположенные на возвышенных местах.

В остальном органам управления РСЧС в данной ситуации следует руководствоваться типовым перечнем превентивных мероприятий при угрозе затоплений.

1.3. Подготовка и проведение спасательных работ. Основные виды и особенности спасательных работ

Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений, проводятся с целью спасения людей и подразделяются на четыре основных этапа:

• поиск и обнаружение пострадавших;

• работы по деблокированию пострадавших, обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших;

• оказание первой медицинской помощи;

• эвакуация — транспортировка пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт сбора.

Главной особенностью спасательных работ в зонах с высоким уровнем
воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и
их деблокирование.

Территорию зоны затопления для удобства управления работами, обеспечения четкого взаимодействия менаду спасательными подразделениями, как правило, разбивают на секторы, а сектор — на отдельные рабочие места.

По результатам оценки сведений об обстановке командир подразделения решает следующие организационно-технологические задачи:

• определяет возможность и необходимость усиления привлекаемых к работам сил и средств;

• определяет потребность в подразделениях различных типов;

распределяет спасательные подразделения и технику по рабочим местам.

Возможности подразделений спасателей определяются на основании производительности применяемых технических средств, трудоемкости выполняемых технологических операций (процессов) и объемов предстоящих работ.

Потребность в спасательных подразделениях рассчитывают исходя из объема работ, возможности подразделений, а также заданных ограничений на продолжительность выполнения спасательных работ. Распределение подразделений по рабочим местам (секторам) осуществляют по результатам оценки потребности в этих подразделениях.

При распределении сил и средств для проведения спасательных работ в зонах с опасным уровнем воды целесообразно организовать следующие группы:

• группа разведки и поиска пострадавших — на быстроходных плавсредствах (I вариант), на вертолетах (II вариант);

• группа деблокирования и эвакуации пострадавших;

• группа приема пострадавших и оказания им первой медицинской помощи.

При организации выполнения спасательных работ командир подразделения выбирает организационно-технологическую схему их ведения. Как правило, используются параллельная, последовательная и смешанная схемы организации спасательных работ.

При выборе способа (приема) деблокирования пострадавшего, а также для организации работ в зоне затопления необходимо учитывать следующие сведения:

• время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего в различное время года;

• тип организационно-технологической схемы выполнения спасательных работ;

• возможную продолжительность выполнения спасательных работ.

В таблице определено время наступления физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в различное время года.

Температура воды (град. Цельсия)

Время потеря сознания (часы)

Время смерти (часы)

0.25

0.25-1.0

10°

0.5-1.0

1.0-2.0

15°

2.0-4.0

6.0-8.0

20° .

3.0-7.0

относительно

Время наступления физиологических изменений в организме пострадавшего в различное время года, в часах

Тип организационно-технологической схемы выбирается исходя из принятой последовательности отработки рабочих мест (секторов), распределенных по группам в зависимости от применяемых технологий и объемов работ.

Прогнозируемая продолжительность выполнения спасательных работ не должна превышать допустимую продолжительность. В противном случае командир подразделения должен изменить схему организации работ, а при необходимости применить другие технологии спасательных подразделений.

В зонах высокого уровня воды пострадавшие могут быть блокированы в следующих местах:

• над поверхностью воды (деревья, верхние этажи здании и сооружений);

• на поверхности воды;

• под водой {в затопленных помещениях и на дне).

В зависимости от месторасположения пострадавших и наличия сил и средств для их спасения могут быть использованы различные способы.

С целью спасения жизни пострадавших и приведения их в состояние, позволяющее транспортировку, им оказывают первую медицинскую помощь.

При необходимости первая медицинская помощь оказывается на месте обнаружения пострадавших после обеспечения к ним доступа и извлечения из воды.

В случаях, не представляющих опасности для пострадавших, оказание первой медицинской помощи производится на пункте сбора после эвакуации за пределы зон опасности.

Эвакуацию пострадавших из мест блокирования осуществляют после обеспечения к ним доступа, деблокирования и оказания первой медицинской помощи.

Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа: из места блокирования в плавсредства и из него на пункт сбора пострадавших.

Для обеспечения высокой эффективности спасательных работ в зонах затопления различные их виды могут выполнятся как последовательно, так и параллельно на разных участках работ.

Поиск пострадавших в зонах опасного уровня воды заключается в определении их мест расположения и состояния здоровья, определении возможных путей подхода спасателей и эвакуации пострадавших.

В зависимости от наличия соответствующих сил и средств поисковые работы проводятся следующими способами:

• сплошным визуальным обследованием зоны затопления разведгруппами на плавсредствах;

• облетом зоны затопления на вертолетах;

• по свидетельствам очевидцев и спасенных пострадавших. При проведении поисковых мероприятий необходимо:

• обследовать всю зону затопления;

• определить и обозначить места нахождения пострадавших;

• определить состояние здоровья пострадавших, характер полученных травм и способы оказания первой медицинской помощи;

• определить пути извлечения пострадавших;

• устранить или ограничить воздействие на пострадавших вторичных поражающих факторов.

Деблокирование пострадавших при проведении спасательных работ (СР) в зонах затопления представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.

В зависимости от местонахождения пострадавших и технологии выполнения работы по деблокированию разделяется на три основных вида:

• снятие пострадавших, находящихся над поверхностью воды (с деревьев, верхних этажей и крыш домов);

• спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды;

• извлечение пострадавших, оказавшихся ниже уровня воды (в затопленных помещениях, на дне).

Деблокирование пострадавших с верхних этажей (уровней) затопленных зданий и сооружений, а также с деревьев и кустарников осуществляется различными способами:

• по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;

• с использованием спасательной веревки (пояса);

• с использованием лестницы-штурмовки;

• с применением канатных дорог;

• с применением спасательного рукава.

Спасение пострадавших перечисленными способами предполагает их погрузку в плавсредства с последующей эвакуацией в безопасное место.

Кроме этого, для снятия пострадавших с верхних этажей зданий, могут быть использованы вертолеты, оборудованные специальными средствами. Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды, производится следующими способами:

• подъем на борт плавсредства;

• буксировка спасателем вплавь;

• использование ' табельных и подручных спасательных средств. Извлечение пострадавших из затопленных помещений и со дна представляет сложную задачу и может производиться способами:

• вплавь спасателями в аквалангах;

• деблокирование из затопленных помещений с последующей буксировкой к плавсредству. Эвакуация пострадавших осуществляется двумя параллельными потоками:

• с поверхности воды и из-под воды на плавсредствах;

• с верхних этажей, деревьев, незатопленных территорий на вертолетах и плавсредствах.

Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа:

1 этап — из мест блокирования на борт плавсредства;

2 этап — с плавсредства на пункт сбора пострадавших.

При спасении большого количества пострадавших, находящихся в зоне затопления, эвакуация проводится в три этапа.

На первом этапе (например, при спасении с поверхности воды) производится извлечение из воды, размещение пострадавших в наиболее безопасном незатопленном месте со свободным доступом по пути к эвакуации; на втором этапе производится их погрузка на плавсредства; на третьем этапе (или параллельно) организуются пути и производится эвакуация на плавсредствах с этого участка на пункт сбора пострадавших.

В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды, распространяющееся на незатопленные территории; опасность ухудшения

Метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации

могут быть оборудованы на крышах зданий и верхних сохранившихся этажах, а эвакуация проводится с использованием вертолетов или оборудованных канатных дорог на соседние здания или территории, находящиеся выше максимально возможного уровня подъема воды (сопки, холмы и т.д.).

При проведении эвакуации с верхних этажей затопленных зданий используются следующие способы:

• спуск с использованием спасательных рукавов;

• спуск с помощью спасательного пояса;

• спуск с помощью петли;

• спуск с помощью грудной перевязи;

• спуск пострадавших с помощью канатной дороги;

• подъем на борт вертолета.

Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется:

• местонахождением людей;

• их физическим и моральным состоянием;

• набором и количеством средств у спасателей для проведения эвакуации;

• уровнем профессиональной подготовки спасателей, степенью внешней угрозы для пострадавших и спасателей.


 

Алгоритм действий главы местной администрации поселения при угрозе и возникновении ЧС

1.При угрозе подтопления

1.Уточнить, список имеющейся техники на территории поселения (объекты экономики, частные владельцы), которую можно использовать для ликвидации последствий ЧС (бульдозеры, самосвалы, экскаваторы, автопогрузчики, трактора с прицепами).

Заключить договора с владельцами на ее использование при угрозе и возникновении ЧС.

Создать резерв финансовых средств для ликвидации последствий ЧС.

2.Определить возможные зоны затопления с указанием улиц, № домовладений. Назначить ответственных за оповещение и эвакуацию из числа работников местных администраций, депутатов местного самоуправления и утвердить их решениями (постановлениями).

3.Постоянно уточнять списки жителей, не способных самостоятельно эвакуироваться и закрепить за ними ответственных за их эвакуацию.

4.Определить места временного размещения пострадавших (клубы, школы, детские сады, детские оздоровительные лагеря).

Данная информация должна быть доведена до населения (на собраниях, путем обхода домовладений возможных зон ЧС, вывешиванием памяток в общественных местах и др.).

5.Организовать систему наблюдения за уровнем воды (егеря, рыбаки, охотники, жители, уполномоченные участковые полиции и др.).

6.Организовать оповещение населения об угрозе затопления и порядке действий при проведении эвакуационных мероприятий.

Для оповещения использовать имеющиеся сирены, автотранспорт с ГГС, пеших посыльных, колокольный звон церквей и др.средства.

7.Своевременный доклад об угрозе и возникновении ЧС:

-устно немедленно главе местной администрации ММР, председателю районной комиссии по ЧС и ОПБ, дежурному ЕДДС ММР;

-краткая информация, что делается, какие мероприятия планируется проводить, какие силы и средства привлечены, какая необходима помощь;

-не позднее 3-х часов представить письменную информацию (акты обследования, предварительные расчеты материального ущерба, фото-, видеоматериалы, донесение по форме 1-4 ЧС).

- через каждые 4 часа доклад о складывающейся обстановке и проводимых мероприятиях.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

при получении информации об высоких уровнях воды

п/п

Наименование мероприятия

Отметка о выполнении

Действия при получении информации об высоких уровнях воды

1. Уточнить информацию:

1.1

время и дату происшествия

 

1.2

место происшествия (адрес)

 

1.3

наименование гидрологического объекта, где наблюдаются высокие уровни воды

 

1.4

доведение информации до руководства района, уточнить фамилию, имя, отчество лица принявшего информацию

 

1.5

состав сил и средств, задействованных на ликвидации происшествия

 

1.6

источник получения ЧС

 

1.7

заполнить информационную карточку

 

2. Доложить при получении информации об высоких уровнях воды:

2.1

Руководителю администрации Майского района

 

2.2

Председателю КЧС и ПБ Майского района

 

2.3

ЕДДС Майского района

 

2.4

с последующим письменным подтверждением по формам 1,2,3,4 ЧС (Приказ МЧС России № 329 от 08 июля 2004 года)

 

2.1 По решению главы местной администрации:

2.1.1

произвести оповещение и сбор КЧС и ОПБ поселения

 

2.1.2

направить имеющиеся силы и средства в район ЧС

 

3. Уточнить:

3.1

количество подтопленных (затопленных) в результате высоких уровней воды населенных пунктов (зданий) (в том числе жилых)

 

3.2

количество населения (в том числе детей), проживающего в подтопленных в результате высоких уровней воды населенных пунктов (зданий)

 

3.3

наличие в подтопленных в результате высоких уровней воды населенных пунктах (зданиях) источников химически опасных, радиационно опасных и биологически опасных веществ

 

3.4

наличие и возможность разрушения в подтопленных в результате высоких уровней воды населенных пунктах (зданиях) объектов первоочередного жизнеобеспечения (значимых узлов систем энергоснабжения, систем коммунального обеспечения, очистных сооружений, гидроузлов, водозаборов, медицинских учреждений, интернатов, домов для престарелых, детских учреждений)

 

3.5

протяженность подтопленных (размытых) участков автомобильных дорог

 

3.6

протяженность подтопленных (размытых) участков железных дорог

 

3.7

количество подтопленных (размытых) мостов на путях сообщения

 

3.8

площадь подтопленных сельскохозяйственных угодий

 

3.9

причину высоких уровней воды

 

3.10

количество погибших в результате происшествия (в том числе детей)

 

3.11

куда производится (планируется) отправка тел погибших

 

3.12

количество получивших травмы в результате происшествия (в том числе детей)

 

3.13

куда производится (планируется) госпитализация пострадавших

 

3.14

количество спасенных (в том числе детей)

 

3.15

куда производится (планируется) размещение спасенных

 

3.16

количество пропавших без вести (в том числе детей)

 

3.17

как производится (планируется) оказание медицинской и психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших

 

3.18

количество эвакуированных (в том числе детей)

 

3.19

куда производится (планируется) размещение эвакуированных, какая производится (планируется) помощь эвакуированным (организация палаточного городка, горячего питания и т.д.)

 

3.20

выехала ли на место происшествия оперативная группа

 

3.21

должность, фамилию, имя, отчество, контактный телефон старшего оперативной группы

 

3.22

какой комплекс АСДНР проводится на месте происшествия

 

3.23

ориентировочный срок окончания АСДНР

 

3.24

метеорологическую обстановку

 

4.Организовать обмен информацией.

5. По окончанию работ по ведению АС и ДНР:

5.1

доложить главе местной администрации ММР

 

5.2

доложить председателю КЧС и ОПБ Майского района

 

5.3

доложить дежурному ЕДДС ММР

 

Обращение главы администрации района

Приветствую вас на официальном сайте Майского муниципального района! Здесь вы сможете познакомиться с его историей и современностью, найдете деловую информацию о его экономике, планах на будущее.

Т.В.Саенко
Подробнее

                        


 Коронавирус COVID-2019

ролик

Горячая линия роспотребнадзор1

75 let pobede 1

Лучший муниципальный сайт

1562331466

1564485176

Олимп